"Александр Суворов" Возвращение Истины.

01 февраля, 2011
Весть о трагедии "Александра Суворова" застала внезапно,прочитал не большую заметку в газете обратил внимание на время - 22.40 подумал-Как это капитана угораздило? о том что уже 2 года перешли на новое время несения вахты я не знал.В мою бытность работы в ВДРП вечерняя вахта старпома начиналась с 18 до 22часов,капитан стоял с 22 до 04 утра. Кто и зачем принимал это решение не мне судить.Да и кто знает- останься все по старому пошел бы он в тот злополучный шестой пролет называемый речниками "пролет плотоводов"? Думаю нет,трагедия могла случиться при любом раскладе в составе ходовой вахты..Пишу это не как сторонний наблюдатель,не по принципу по ворошить прошлое.Пишу потому что я бывший рулевой одного из лучших судоводителей Волго-Донского пароходства-Евгения Михайловича Митенкова.Никогда,не при каких обстоятельствах я не приму наверу не одну из версий поспешного и крайне поверхностного следствия.Итак,господа пройдем по пунктам.Версия первая - Ошибка Рулевого:Весна 79.Четыре года до трагедии.Иду по заводу, навстречу Женя Митенков спрашивает-Путёвку получил? Пойдешь ко мне на "Короленко?-А что за пароход.Интересуюсь-С Балтики пригнали,после ремонта на Питер ходить будем.Соглашаюсь,идем посмотреть судно и познакомиться с капитаном.Заходим в каюту,капитанвнимательно смотрит на меня и изрекает-Ты зачем его привел,он же в рубке не поместитсяИдем в рубку на примерку-действительно,голова упирается в потолок.Я радостно предлагаю-А давайте я в кресле рулить будуНадо сказать нести вахту в высоком штурманском кресле было пределом мечтаний всехрулевых.Некоторые штурмана допускали подобные "послабления",но не Митенков.-СЕРЁЖА,ТЫ ПРЕКРАСНО ЗНАЕШЬ-РУЛЕВОЙ ВАХТУ СТОИТ.Я снял ботинки,отодвинул "рыбину"из под ног и примерка состоялась.Не думаю что за последующие 4 года,Евгений Михайлович пересмотрел свои убеждения.ИЗ МАТЕРИАЛОВ СЛЕДСТВИЯ: После подьема рубки установлено что рулевой Уваров сидел в кресле,зажатый штурвалом и у него на 10 (ДЕСЯТЬ САНТИМЕТРОВ) была"вытянута"шеяИ комментарий,заслуживающий внимание психиатра:" Вот какие сверхъестественные способности проявляет человеческий организм в стрессовой ситуации" Подразумевают - Уваров так жить хотел,что шею на 10 см.вытянул "болезный".А что же он не отскочил от штурвала,не попытался дернуть ручку телеграфа ( до неё 40 см ),не выскочил из рубкипо внутреннему трапу (при стрессе на это понадобилось не более 2-3 сек.) Очень странная получается картина.Рулевой,сидя в кресле ведет судно на гибель.Штурман спокойно заполняет журнал,не интересуется обстановкой и не отвечает на вызов диспетчерапо рации.И это при том что он сам за 18 минут до моста выходит на связьРаспечатка переговоров "Александра Суворова"с диспетчерами Ульяновского порта.21 час 22 минуты, район буя № 31,за 9 км до моста.Суворов: Ульяновск-4 Суворову. (нет ответа)Суворов: Ульяновск-4 Суворову.Диспетчер: Кто вызывает?Суворов: "Суворов"пассажирский.Диспетчер: Слушаю.Суворов: Снизу идем.Диспетчер: Ну и что?...Суворов: Снизу проходим Вас.Диспетчер: Ульяновск-3 вызывайтеГолос в эфире: Не три- Ульяновск,два-пассажирский.Он пассажирский что ли?Второй голос: Вроде пассажирский.Диспетчер: Кто вызывает?Кто проходит?Суворов: Добрый вечер,"Суворов"пассажирский (пауза 5 секунд)Суворов повторно: КАКОЙ ГАБАРИТ МОСТА?Диспетчер: 13 и 8Суворов: СКОЛЬКО?Диспетчер: 13 и 8.Суворов: СОВСЕМ ПЛОХО...Диспетчер: Снимайте мачту.Суворов: Да мачту давно положили.Ну ясно,всё спасибо,до связи.Диспетчер: До связи.Я слушал эту запись,гарантирую - голос принадлежал Евгению Михайловичу.Что же произошло в последующие 15 минут?
Через 7 минут после переговоров в рубку с комсомольского собрания возвращается рулевой Уваров.За 5 минут до моста Митенков вызывает матросов Носенко и Тинетко и дает команду о снятии флага.Они последние кто видит ходовую вахту живыми.Через 12 минут диспетчера заподозрив не ладное начинают вызывать "Суворов"Теплоход движется в не судоходный пролет,на связь не выходит...В отчаянии диспетчер выпускает в его сторону сигнальную ракету,охранник моста стреляет в воздухОслепший и оглохший,НЕ УПРАВЛЯЕМЫЙ лайнер врезается в пролет мостаДа, первоначальная версия что судном никто не управлял, по видимому была близкой к истине.Правда при этом добавляли, что штурман сбежал с парохода приклеив себе бороду... Идиотизм следствия поражаетОставшихся в живых пассажиров постарались побыстрее рассадить на попутные пароходы и они продолжили круиз.Тех кто потерял своих близких расселили в гостинцы ждать опознания.Допрашивали только экипаж. О причастности пассажиров во времена гэбэшника Андропова никто и подумать не помышлял...Причины не искали - искали виновных и обнаружив в живых капитана успокоились....Из разговора следователей:- А капитан жив?- Жив- Это хорошо,судить есть когоПредседатель комиссии товарищ АЛИЕВ поднимается на борт один раз.Отдает распоряжение:"Открыть погреба". Из артелки достают спиртное,поют команду и приказывают наводить порядок на шлюпочной палубе...Восемнадцати летние девчонки-проводницы (почти дети), с обезумевшими от спиртного и шока глазами - идут собирать"фрагменты" тел и сортировать ценности (золото в одно ведро,различные безделушки в другое) И после этого проведя допросы экипажа сделают вывод,что на судне не все в порядке с дисциплиной, и капитан не смог предотвратить употребление экипажем спиртных напитков.Не будем лукавить - спиртное на туристических судах употребляли.Но в "тихую",ибо появление на вахте под "шафэ" каралось жестоко.Не можешь пить - ступай на берегИ еще.Не смотря на "состояние" команды - мародерства не было.Чего не скажешь о славных потомках бурлаков,вылавливающих чрез пару дней всплывающие ниже по течению трупы, и стягивающие с них джинсы и золотые украшения...Но все это будет потом,после..А пока - вернемся на ходовой мостик: 5 июня 1983 года.21 час 35 минут. Тяжелый товарный состав № 3702 на большой скорости подходит к Ульяновскому ж/д мосту (А что он так спешит? Может диспетчер торопиться пропустить некий спец состав, например мобильных ракетных установок)Бред Скажите вы. А почему снимки трагедии, сделанные американским спутником-шпионом, появились в зарубежной печати на следующий день? С чего такое внимание к старенькому мосту? Им больше шпионить не за чем было на 1/6 части земли с названием кратким Русь?Снимки эти очень кстати были сделаны. По характеру повреждения моста можно предположить, что в момент удара рулевого за штурвалом не было. "Суворов" вошел в 6 пролет не по центру,а в опасной близости к левой опоре. Даже не опытный рулевой (А Андрей Уваров работал третий год) направил бы судно по середине пролета...Смею предположит - последние 2 минуты судно шло в режиме"не управляемой торпеды."Итак,мы плавно переходим к следующей "сумасшедшей" версии - ДИВЕРСИЯ ЗАПАДНЫХ СПЕЦСЛУЖБ:
В пользу этой версии говорит и тот факт, что и поныне нам дурятголову разночтением времени аварии. / В материалах следствия и официальном сообщении ТАСС говорится 23 часа 40 минут. По данным судового журнала время на час ранее - 22 часа 40 мин./Так кому верить? Отвечаю, и тем и другим-оба источника верны Потому что железнодорожники работают по местному времени (оно на час опережало Московское), а флот живет по Москве.Но таких делах ошибок не бывает, напрашивается вывод - Нужен был "дым над водой". Возможно это был единственный шансснять ответственность, за допущенный промах с очень больших начальников, сохранив им погоны и привилегии.Для этого все средства хороши.В ходу любая подлость...ЧЕРЕЗ 2 НЕДЕЛИ ПОСЛЕ ТРАГЕДИИ, НОЧНЫМ СПЕЦРЕЙСОМ В АЭРОПОРТУ РОСТОВА НА ДОНУ ПРИЗЕМЛИЛСЯ САМОЛЕТ. НА ГРУЗОВИК БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ ПОГРУЗИЛИ ГРОБ. ОТПРАВИЛИСЬ НА СЕВЕРНОЕ КЛАДБИЩЕ. НАРУШАЯ ВСЕ КАНОНЫ ПРАВОСЛАВИЯ, ПОСПЕШНО, БЕЗ РОДНЫХ ПОХОРОНИЛИ ЛУЧШЕГО СУДОВОДИТЕЛЯ ВОЛГО ДОНСКОГО ПАРОХОДСТВА - МИТЕНКОВА ЕВГЕНИЯ МИХАЙЛОВИЧА...Вместе с ним похоронили тайну самой страшной и нелепой трагедии Советского речного флота.Справедливости ради можно обсудить еще один из возможных вариантовпостороннего вмешательства - "СИНДРОМ ПСИХОПАТА":Примерно в те же годы - на другом конце страны. Приморье. Траловый флот.Возвращаемся во Владивосток, позади 6 месяцев рейса .Зима. За 200 миль до земли чувствуется аромат снега,запах прелой травы и дымка из печей. Незабываемое состояние Праздничное оживление и вдруг - меняем курс, возвращаемся в экспедицию, нам поручено забрать на берег "дурика"(так называли человека утратившего, на основании длительного пребывания в замкнутом пространстве,контроль за своим поведением. Проще говоря - шизофрения) Капитан собирает экипаж,получаем инструкции как себя вести. В общем вполне рядовое событие - не всем моряпо плечу .Но здесь случай особый - клиент пошел в первый рейс, сразу после срочной службы.Служил на о.Русский,в подводно - диверсионном отряде спец назначения "Халулай" Вот и показалось ему что он на учениях и должен вывести из строя вражеский корабль. Залетел в радиорубку,вырубил радиста и краской на приборах написал "взорвано",сунулся на мостик..к счастью там добычи собрались чайку попить - они его и успокоили. Парнишку быстроотпустило, но дальше рыбачить не разрешили."Доехал" паренек с нами до Владика.Все было нормально.В лазарете его не томили,бродил по каютам - чаи гонял.И много интересных вещей про свою службу нам поведал. Узнали мы что повезло сейнеру - служил он спецом по нейтрализации приборов и прочей умной техники.А вот за нейтрализацию моряков отвечал другой член их боевой пятерки. И слава Богу не он решилпорыбачить после службы.Уровень подготовки нашего спецназа был очень сильный.Заломить такого спеца силами суровых мужиков весьма не просто.На службу попадали не слабые ребята, разрядники, рослые богатыри. За 2 года их мышцы превращались в сухожилия. Румяные здоровяки теряли в весе приобретая чудовищную физическую форму. Увы, многие из них после службы становились агрессивными и очень не предсказуемыминеврастениками.Кто может дать гарантию что среди молодых туристов "Александра Суворова"не было такого героя. На почве ежедневного потребления спиртного (мы ведь так привыкли отдыхать).На почве не разделенной любви (элементарно-понравившияся девушка на молоденького рулевого глаз положила) Да мало ли что могло послужить причиной психоза?Понимаю - не правдоподобно Согласен - полная чушь Но в одно верю Свято и Нерушимо:-ОШИБКИ СУДОВОДИТЕЛЕЙ НЕ БЫЛО ПОСЛЕДНИЕ МИНУТЫ ЖИЗНИ МИТЕНКОВ И УВАРОВ НЕ ВИДИЛИ - ОНИ УЖЕ НЕ ЖИЛИ...Странная история. Нам не дано узнать истину,но как часто причиной ужасной трагедии служит чудовищный, по своей нелепости, поступок.
Рассказ вахтенного моториста:Почувствовали глухой удар,корпус задрожал.Так,обычно бывает когда не осторожно заходят в камеру шлюза. Механик приказал: "Посмотри в иллюминатор" Смотрю. Вижу как по сточнымтрубам стекает красная краска...докладываю: "Там матросы на верхней палубе краску разлили, и мусор за борт выбросили"-Они что там охренели совсем. Произнес механик и принялся вызывать мостик на связь. Мостик не отвечал. Нарушая все инструкции, вахтенный механик остановил машины. Отправил моториста на разведку... - Как я вернулся обратно.Признался рассказчик-Я не помню. И вообще жизнь каждого, пережившего эту трагедию, разделилась на "ДО" и "После"С трагедии "Александра Суворова" начинается цепь страшных,в своей не лепости, не исправимых катастроф.НАГОРНЫЙ КАРАБАХ. СПИТАК.НАХИМОВ. ЧЕРНОБОЛЬ. Безволие Власти,уничтожение огромной, прекрасной Страны в котором мы все приняли живое участие. Мы привыкли к войне. Мы уже не содрогаемся при очередном теракте. Мы дажепогибших за Родину солдат цинично именуем "ГРУЗ-200" Мы желаем жить в сильной стране, но не собираемся отдавать наших детей на службу в армию. Мы безропотное стадо, покорно позволившее сотне негодяев беззастенчиво завладеть нашим имуществом. Да - всё видим и понимаем, ноникогда не попытаемся ничего изменить по очень простой причине - Мы и есть пассажиры бело- снежного лайнера уходящего в никуда Только на "Александре Суворове" команда была укомплектована профессионалами и порядочными людьми, а не рвачами, взяточниками и тупоголовыми снобами. Именно этим люди отличаются от политиков.Июль 1985 года. В ночную разводку,с закрытыми брезентом бортами (чтоб не увидеть названия) мимо Ростовской набережной прошел белый теплоход. Он уходил верх по Дону что бы никогда не вернуться. Дело закрыто. Капитан Клеймёнов получил 10 лет. Теплоход сослали наВолгу. Всех попавшихся под руку специалистов ВДРП показательно выпороли. О погибших постарались побыстрее забыть.Проходит время. Истину можно было установить только по горячим следам.Но почему- то, кому- то делать этого не хотелось. Бытовало мнение что само по себе произошедшее в Ульяновске не являлось бы столь страшной трагедией не соединись в одной "точке" пересечения: Время,Место и огромное количество людей. В принципе войти под мост теплоход мог и (предположим) ночью...Кто бы сейчас вспомнил о погибшей вахте и разбитой надстройке? Мало ли было подобных происшествий ( именно так бы классифицировали событие)Ничего в этом мире не происходит просто так... Если мы хотим благополучно прожить свой век нужно научиться делать выводы. Какой вывод может быть у этой трагедии? Быть может то что все смертны и нет мест где ты на 100% защищен от беды. Мы рождаемся..чтобы умиреть..Помните об этом.Есть профессии где нет понятия "бывший" их не много,но они настоящие - мужские. Я счастлив быть частью этого великого братства.Помню и благодарю всех кого повстречал на путиМОРЯКИ НЕ УМИРАЮТ - ОНИ УХОДЯТ В ПОСЛЕДНЕЕ ПЛАВАНИЕ.P.S. Михалыч, я тебя помню. Спасибо за всё. ПОКОЙТЕСЬ С МИРОМ
Всё правильно. Нельзя забывать своё прошлое. Нельзя предавать молчанием ушедших друзей. Нельзя верить журналюгом отражающим в этой трагедии только кровь и придумывающие под этот "соус" различные лайвстори в духе Титаника. Значит Митенков был не плохим командиром если о нем помнят его подчиненные.Версий может быть много,но в основе вероятно лежит фактор зловещего воздействия из вне. Вменяемые люди,даже совершив не поправимую ошибку в выборе курса,как минимум,направили бы судно в опору моста.Представте вы едете на машине,на большой скорости и вдруг..дорога обрыается пропастью,а рядом растет дерево. 99% направит авто в дерево - там есть мизерный шанс спасения. Думаю в данном случае ситуация была аналогичной. Сергей,спасибо за работу.

Похожие материалы:

Ассоциация компаний по подбору, обучению, найму и трудоустройству моряков. Association of Crewing Companies.

Сайт Хабаровска - Новости Хабаровска и Хабаровского края.